ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (у детей старшего дошкольного возраста)
Игра «Цепочка слов»
Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.
Один
из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе
и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний
звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая
цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.
Игра «Замени звук»
Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или
последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит
слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на
заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно
заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть)
или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
Игра «Назови гласные»
Взрослый
произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем
произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в
слове.
Например,
ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее
ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их
по порядку. При
необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги.
Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в
которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или
орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково
(исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и
трехсложные слова и содержащие стечение согласных.
Игра «Какого звука не хватает?
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например,
пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к],
конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д.
Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
Комментарии
Отправить комментарий