ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (у детей старшего дошкольного возраста)

 Игра «Цепочка слов»

           Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.

Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

  Игра «Замени звук»

       Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

         Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

   Игра «Назови гласные»

       Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.
       
Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку. При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.

    Игра «Какого звука не хватает?

        Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д.

Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Читаем детям о Санкт-Петербурге (Список книг)

"Книга зимних сказок". Читаем с детьми 5-6 лет.