Развитие фонематического слуха у дошкольников.

 

 Развитие фонематического слуха у дошкольников.

Развитый фонематический слух важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение     грамоте способствует   уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов. Задержка развития фонематического слуха у детей приводит к специфическим                        недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением.

Развитие фонематического слуха у дошкольников является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению, подготовкой       к                              грамотному, правильному письму.

Недоразвитие             фонематической стороны речи является наиболее сложным в преодолении нарушением. Дети пропускают звуки в речи, заменяют, смешивают их или используют звук в ошибочной артикуляции.

Игры для развития фонематического слуха

1.   «Подними нужный символ» (например флажок). Взрослый произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять флажок, если звук находится в том месте слова, которое заранее определено.

2. "Найди необходимый символ среди многих». Взрослый и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например звук «с» - это насос, звук «ж» - это жук, звук «з» - звонок. Далее при произнесении предъявление различных слов взрослым – ребенок должен поднять соответствующий символ, в случае если в слове есть, тот или иной звук.

3.   «Сделай соответствующее движение на заданный звук». Взрослый и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку: например звук «ч»-Чебурашка, «о» олень, «т» топор. Далее при произнесении различных слов взрослым – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной  звук.

4.   «Узнай звук по артикуляции».

Взрослый показывает артикуляцию того или иного звука. Ребенок должен назвать его.

5.   «Узнай звук по символу». Взрослый показывает символ того или иного звука. Ребенок должен назвать его.

Символами звука могут служить поза тела, какая – либо фигурка, предмет или его графическое изображение.

6.   «Выбери среди многих». Взрослый называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом

слове, слоге. Можно также выбрать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.

7.   «Правильно неправильно»

(преднамеренные ошибки педагога). Здесь открывается большой простор для творчества взрослого: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ.

(неправильные) или показывать неправильное движение.

8.   Звукоподражание, стихи – потешки (ребенок считает сколько раз прозвучал заданный звук.) В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится, когда услышит нужный (оговоренный) звук.

9.   Повтори за мной цепочку слогов (за- жа-за).

10.         Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук «с» с любым гласным «са», «со».

11.         Сколько раз услышишь хлопки,

столько раз произнеси заданный слог. (два раза «за», три раза «жа»).

12.  Считалка Взрослый показывает цифры –ребенок произносит слоги соответствующее количество раз.

13.         Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

14.         «Продолжи слово» кругу с мячом).

Взрослый бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч взрослому. Примерный перечень

слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре»,

«жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

15.         Упражнение «Найди нужные  слова».

Взрослый выставляет все картинки,   дает задания.

Назовите слова,- в которых есть звук «ж».

      В каких словах есть звук «ш»?

      Назовите слова со звуком «ц».

      В каких словах есть звук «ч»?

      Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

      Назовите четыре слова со звуком «ль».

      Назовите слова со звуком «у».

      Назовите слова с ударным звуком «о».

      Назовите три слова с ударением на «а».

16.         Игра «Один много» (в кругу с мячом).

Взрослый называет один предмет, дети называют слово, обозначающее много таких предметов.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Читаем детям о Санкт-Петербурге (Список книг)

"Книга зимних сказок". Читаем с детьми 5-6 лет.